Копилка воспитателя



Памятка для педагогов 
"Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине"

Рассматривание картины обогащает детские представления об природных и общественных явлениях, влияет на эмоциональное состояние детей, у них появляется интерес к рассказыванию, у застенчивых детей снимается напряженность и тревожность. Обучение творческому рассказыванию развивает воображение детей, умение предвидеть развитие сюжета действия персонажей, даёт возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа по всей картине. 

Технологии для составления творческого рассказа: 

1. Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы (навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). 

2. Игра «Фотографирование»  

  Дети как будто фотографируют, а педагог на доске схематично зарисовывает предметы. 

3. Игра «Вхождение в картину» 

Дети визуально оказываются внутри рассматриваемой картины и наблюдают. 

4. Игра «Превращение в объект на картине»   Каждый ребенок выбирает себе объект, изображенный на картине, и рассказывает о себе, в рамках выбранного образца. 

5. Рассказ от имени героя 

Ребенок рассказывает с точки зрения любого героя, изображенного на картине.  

6. Игра «Волшебник»
Детям предлагают закрыть глаза, перенестись в картину и описать свои чувства, эмоции, какие услышали звуки и почувствовали запахи. 

7. Игра «Живые картинки» 

Ребенок выбирает тот или иной объект с картины и превращается в него, затем ребенок определяет где ему встать по картине.

Конспект НОД "Загадочный магнит"(средняя группа)
Задачи: 
Образовательные: 
-Ознакомить детей с магнитом. 
-Формировать у детей  представления о свойствах магнита. 
чить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.  
Развивающие: 
азвивать любознательность, интерес к познавательной деятельности. 
азвивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 
Воспитательные: 
оспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества. 
Ход НОД 
-Дорогие ребята, я рада видеть вас и говорю вам “Доброе утро!” (ответы детей): 
Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здороваться 
- Доброе утро! 
- Доброе утро, солнцу и птицам! 
- Доброе утро, улыбчивым лицам! 
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку. 
-Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку). 
У меня есть рукавица, 
С ней я просто мастерица. 
Повнимательней смотрите, 
За рукой моей следите 
(Демонстрирую тарелку с фасолью и скрепками). 
С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (надеваю рукавицуи начинаю перебирать содержимое тарелки, скрепки примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке). 
( Включаем момент с фиксиками.) 
- Ребята, я хочу вас пригласить в страну фиксиков. Для того чтобы туда попасть,  мы с вами получим вот такие эмблемки с изображением Нолика и Симки .А у меня эмблемка Маси.  
(Звучит “волшебная “музыка ,оказываемся в стране Фиксиков).  
- Ребята,посмотрите,Папус оставил нам записку 
(достаю записку из-под камня, одновременно нечаянно сдвигаю камень в сторону металлических предметов,где магнит притягивает металлические предметы).  
-Папус пишет, что приготовил нам сюрприз,   открыл загадочный  камень – магнит. 
( Обращаем внимание детей, на то что загадочный камень притянул металлические предметы). 
-Ребята,смотрите,что случилось с нашим магнитом.(Комментарии детей) 
- А что у нас тут ещё есть на столе? Картон? Давайте ,поднесем магнит к картону и посмотрим,что же будет?(Комментарии детей) 
-А вот ещё пластмасса,что же с ним будет? (Комментарии детей) 
- А теперь поднесите к деревянному кубику магнит,проверим,что нас ожидает?(Комментарии детей) 
-Давайте,ещё раз попробуем магнит поднести к металлическому предмету,невероятно,скрепки прилипли к магниту. 
(Действие с пластмассой,картоном,деревянными кубиками проводят дети) 
-Наш загадочный камень-магнит притягивает металлические предметы,а картон,пластмасс и дерево не притягивает. 
-Ребята,Папус еще написал,что он очень спешил и уронил где-то винтик.Где же он оборонил ,давайте посмотрим,вот же он. 
(Обращаю внимание детей на  стакан с водой,куда опушен винтик). 
-Но как же нам достать винтик из стакана? (Ответы детей) 
-И снова нам ребята поможет наш загадочный камень-магнит,который притягивает металлические предметы.Интересно,а через стекло и воду притянет магнит винтик? 
(Выполняем опыт ) 
-Выручил нас наш магнит,его сила действует через стекло и воду. 
-Ребята,мы с вами славно поработали,теперь давайте выучим танец фиксиков. 
(Исполняется танец фиксиков) 
-Молодцы,спасибо за весёлый танец. 
-Ребята,магнит действует через стекло,а через лист бумаги проходят,интересно,действия магнита? Хотите проверить? Сейчас мы с вами возьмём лист бумаги,раскидаем на нём скрепки,затем мы проведём магнитом под бумагой и что мы видим?(ответы детей) 
-Магнит притягивает металлические предметы через бумагу. 
  -А теперь ,ребята,нам пора возвращатся обратно, чтобы вернуться нам нужно снять эмблемки и оставить их в этой стране.  
(Звучит “ волшебная музыка).  
-Вот мы и вернулись обратно,ребята, а кто из вас догадался что было в моей волшебной рукавичке?(Ответы детей). 
-Правильно,ребята,в рукавичке был магнит,поэтому скрепки рукавичка притянула. 
-Вам понравилось наше путешествие? В память о стране фиксиков хочу подарить  вам раскраски с изображением семьи Фиксиков. 

Конспект мастер-класса "Составление схем к опытам"
  Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица) 
Цель : 
-Расширить знания, путем решения поставленной задачи.  
Задача: 
- Сформировать умения составления схем по описанию опыта. 
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен всем, кто интересуется   темой экспериментирования и поисковой деятельностью. Педагог, использующий опытно-экспериментальную деятельность в своей работе, найдет для себя что-то новое, а новичок, поймет насколько это интересно и увлекательно.  
Ход мастер-класса:
В своей работе с детьми я уделяю особое внимание развитию любознательности , формированию интереса к знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием природных сил и деятельности человека. А способствуют всему этому опыты и эксперименты. 
В процессе эксперимента у детей возникает необходимость совершать операции  сравнения,обобщения и классификации. 
В своей работе применяю использование схем в экспериментировании. 
И сегодня,коллеги,я хочу поделиться с вами своим опытом по составлению схем для проведения опытов и экспериментов. 
Для того,чтобы ребёнок мог самостоятельно провести опыт,ему необходима подсказка в виде схемы. На первом этапе я составляю простые виды схем и знакомлю детей,в дальнейшем схемы усложняю. 
Сейчас мы с вами будем состовлять схемы к опытам с загадочным камнем-магнит. 
Перед вами описание первого опыта попробуем составить к нему схему. 
Опыт №1.”Всё ли притягивает магнит?” 
Поднести  к магниту разные предметы:деревянные,гвозди,пластмасса,бумага,ткань,скрепки. 
Вывод к опыту:Магнит притягивает предметы из металла,а бумагу,предметы из дерева и пластмассы,ткань он не притягивает. 
Представляю вашему вниманию опыт№2 “Действие магнита через другие материалы” 
В стакан с водой опустить скрепки, прислонить магнит к стакану ,скрепка приблизится к стенке стакана,двигать магнит вверх,скрепка прилипает к магниту и можно достать скрепку. 
Вывод:магнитная сила действует сквозь стекло и воду. 
Следующий опыт№3 “Магнит -проводник” 
Подвесьте к магниту скрепки,а к ней следующую,и т.д.,скрепки притягиваются друг другу,получается цепочка. 
Вывод:Магнит может передавать свойства притяжения через железо. 
Опыт№4  
Взять два кусочка магнита ,поднести их друг другу,одним концом притягиваются,а другим отталкиваются.Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". 
Вывод:Магниты притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами,а отталкиваются одноимёнными. 
Опыт№5 
Бросить в воду рыбку из пластика,предварительно надев на несколько рыбок скрепки,приложить магнит к стакану и медленно двигать его вверх,за магнитом последуют рыбки,на которых закреплены скрепки. 
Вывод:Магнит действует через воду,стекло,притягивает предметы с металлом,пластик- не притягивает. 
Спасибо,коллеги,за ваши схемы. А теперь мы ко всем опытам посмотрим ваши схемы. Конечно же,где- то есть сходство,а где-то они разные,это нам говорит о том,что мы можем создать несколько схем к одному и тому же опыту. 
Спасибо за внимание!!! 

 Памятка для родителей                                               «Ребёнок познает мир»
 Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить  самостоятельно и творчески.
     Ребёнку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту.
      Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности  детей: ребёнок  познаёт  объект  в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
      Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым  в природе.
      Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное  преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
      Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Они с удовольствием рассказывают  о своих открытиях, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. 
Консультация для педагогов
«Роль опытно-экспериментальной деятельности в познании дошкольника»
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей группы.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям :
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.
Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней».
Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями.
Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом -путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.



Памятка для педагогов «Условия организации

опытно – экспериментальной
деятельности в ДОУ»

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.
    Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.    Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.    Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.   В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:1. Место для постоянной выставки, где размещают мини - музей, в котором могут находиться различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (ракушки, камни, кристаллы, перья и т.п.)2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздикиКрасители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.) Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина»    Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Развлечение во второй младшей группе “Дружная семья” 
Цель: показать значение семьи в жизни человека. 
Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважение и заботы о членах семьи. 
Ход развлечения. 
(Родители и дети взявшись за руки под музыку заходят в зал,встают в круг) 
-Здравствуйте ребята, дорогие наши мамы и папы! Мне очень приятно,что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки,посмотреть ласково на друг друга в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи! 
Собрались все дружно в круг 
Я- твой друг и ты мой друг 
Крепко за руки возьмёмся  
И друг другу улыбнёмся. 
(дети и родители садятся на стулья) 
-Посмотрите ,пожалуйста,на иллюстрацию. Ребята, кто здесь изображён? Как можно назвать одним словом этих людей? (СЕМЬЯ) 
-А теперь вопрос родителям,сколько поколений живут в этой семье? (ТРИ). Определите,кем в этой иллюстрации приходятся друг другу люди? (ДЕДУШКА,БАБУШКА, ЖЕНА,МУЖ,ДЕТИ) 
-Сегодня мы с вами поговорим о семье. Ребята,как вы понимаете слово “семья”? Родители,а как вы понимаете слово “семья”? 
Вы правильно ответили на вопросы,а теперь послушайте стихотворение о семье. 
(читают дети с родителями и педагог) 
Семья 
Семья - это счастье,любовь и удача,( Саша Ф. и мама) 
Семья - это летом поездки на дачу. (Саша Т. и мама) 
Семья - это праздник,семейные даты, (Настя К. и мама) 
Подарки, покупки,приятные траты.(педагог) 
Рождение детей,первый шаг,первый лепет, (педагог) 
Мечты о хорошем,влонение и трепет.(педогог) 
Семья - это труд,друг о друге забота,(Марк Б. и мама) 
Семья-это много домашней работы (Матвей  и мама) 
Семья -это важно,семья - это сложно!(Саша Ф.и мама) 
Но счастливо жить одному не возможно!(педагог) 
Всегда будьте вместе,любовь берегите,  
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про вас говорили друзья: 
Какая хорошая ваша семья! 
-Теперь, ребята, поговорим о вашей семье (Педагог задает вопросы) 
1. С кем ты живёшь? 
2. Для мамы с папой ты кто? 
3. А у тебя есть сестрёнка или братик? 
4.Как ты помогаешь взрослым? 
5.А бабушки и дедушки у вас есть? 
-Я вижу, что вы много можете рассказать о семье. Запомните:что мамы,папы,братья,сёстры, дедушки,бабушки-это ваши близкие родственники,ваши родные,ваша семья. 
-А сейчас давайте поиграем в игру “Какая ваша семья” (дети  и родители стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова(какой должна быть семья- 
родная, дружная,счастливая,трудолюбивая,спортивная,крепкая, жизнерадостная,здоровая),названные комплименты располагаются в виде лучиков ,прикрепляемых к жёлтому кругу из бумаги) 
-Вот какое солнышко у нас получилось! 
Сейчас ребята вашему вниманию исполнят песню про солнышко. 
(исполняется песня “Солнышко лучистое” ) 
-Родители ,как вы думаете,что разрушает семью? 
(названные слова прикрепляются в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко-ссоры, обиды,конфликты, непонимание) 
- В семье вас любят,заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. 
вашему вниманию предлагаю игру “Радость или огорчение”. 
Буду вам называть поступок,если это хороший поступок ,вы хлопаете,а если плохой- топаете 
-вы съели на завтрак всю кашу 
-вы подрались с другом 
-разбросали по комнате все игрушки 
-помогли маме вымыть посуду 
-нагрубили бабушке 
-нарисовали и подарили папе красивый рисунок 
-перед сном пожелали всем “ спокойной ночи” 
-порвали новую книжку 
-хорошо вели себя в детском саду 
-Вижу,что, вы знаете,какие поступкимогут огорчить ваших близких. 
И надеюсь,что впредь вы будете совершать только хорошие поступки. а сейчас наши дети исполнят песню о маме и расскажут стихотворение о папе.(Исполняется песня “Кто нас крепко любит?”,затем читается стихотворение “Спасибо,милый папочка”) 
Спасибо милый папочка, 
Что ты достался мне! (Катя Л.) 
Люблю улыбку ясную, 
Она как свет в окне.(Тимер) 
Хочу чтоб ты был счастлив, 
Успешен и здоров! (Ярослав) 
Ты самый замечательный, 
И лучший папа мой! (Настя С.) 
-Семья - это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди,без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. Чтоб семья не разрушилась надо жить дружно. 
И тогда у нас не будет ни ссор,ни обид,ни конфликтов и недопониманий 
(снимаются тучи) 
-Давайте жить дружно!!! Пусть всегда светит только солнышко!!! 

(исполняется общий танец “Дружно раз и два и три”) 



 НОД открытого занятия во второй младшей группе “Волшебница вода” 

Цель: повышение интереса и познавательной активности детей. 
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, бесцветная,может изменять цвет; развивать познавательную активность дошкольников в опытнической деятельности; обогащать словарный запас детей словами: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков. 
Материал: игрушка зайчик, камни, гуашь, пластмассовые прозрачные стаканы, заранее изготовленные бумажные кораблики. 
Ход НОД 
Организационный момент. 
-Сегодня я приглашаю вас в гости к моему другу Зайчику-Любознайчику. А поедем мы на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово,тот и становится за мной. 
Начинаем. 
1.Ночью темно,а днем - ........( светло) 
2.Слон большой,а мышка - .........( маленькая) 
3.Кубик квадратный,а мяч - .........( круглый) 
4.Гномик маленький , а великан - ..........( большой) 
5.Соль солёная ,а сахар - .............(сладкий) 
6.Зайчик добрый ,а волк - ...........( злой) 
Дети по очереди становятся в паровозик,под музыку едут к стульчикам. 
- Ехали мы ехали и наконец приехали. А вот и Зайчик - Любознайчик встречает нас. Ребята,поздоровайтесь с зайчиком. Зайчик очень любит играть с водичкой и приглашает нас поиграть. 
Игра “Прятки”. 
- Сейчас его подружка водичка спрячет от вас камушек, а вы попробуйте его найти. 
1,2,3,4,5- пора глазки закрывать (дети закрывают глаз, педагог опускает в стакан камень) 
1, 2,3, 4, 5- можно глазки открывать. 
Ребята, где спрятался камень ? (в стаканчике) 
Зайчик очень удивился и спрашивает вас, почему вы так быстро её нашли (ответы детей). 
Правильно ,ребята,вы сказали. Камешек видно. 
Вода не смогла спрятать предмет,потому что она чистая,прозрачная. 
Давайте вместе скажем,какая вода? Какого она цвета ? (ответы детей) 
На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем “бесцветная”. 
Ребята, а какой должна быть вода,чтобы игрушка спряталась?(ответы детей) 
Правильно,вода должна быть тёмной. Я предлагаю водичку покрасить. 
Игра “Цветная водичка” 
- Смотрите сейчас начнётся волшебство. 
В каждый стаканчик я добавлю цветную гуашь. 
Какая вода в этом стаканчике?(красная) 
Какого цвета гуашь я добавила в этот стаканчик? (синюю) 
А сейчас я добавляю жёлтую краску и получится ? (жёлтая вода) 
Какого цвета вода в этом стаканчике? (зелёная) 
Ребята,посмотрите,у нас получилась цветная вода. Какая вода у нас получилась? Давайте вместе скажем “цветная” 
А давайте-ка,теперь мы пригласим Зайчика- Любознайчика поиграть. 
Игра “ Спрячь камушек” 
Дружно скажем зайчику-любознайчику: 
1, 2,3,4,5- пора глазки закрывать (педагог завязывает зайчику глаза) 
Ребята,подойдите к столу и спрячьте по одному камешку в стакан с цветной водой (дети подходят к столу и опускают камни в подкрашенную воду) 
А теперь скажем: 
1,2,3,4,5-можно глазки открывать (педагог открывает зайчику глаза) 
Зайчик,где камушки? 
Ребята,наш Зайчик-любознайчик не может найти камни и спрашивает, куда вы  их спрятали? (ответы детей) 
Зайчику не понятно ,почему же их не видно? Расскажите ему,ребята.(ответы детей) 
Правильно,мы подкрасили воду, и она стала непрозрачная. 
В этом стакане вода прозрачная и камень виден. А в другом - непрозрачная,поэтому камень не видно. 
Ребята,давайте,отдохнём и вместе с Зайчиком проведём физкультминутку. 
Физкультминутка 
Жили - были зайчики (показывают руками зачьи уши) 
На лесной опушке (разводят руками) 
Жили -были зайчики (приседают и показывают руками над головой  
                                           крышу дома) 
В маленькой избушке 
Мыли свои ушки, (трут ушки) 
Мыли свои лапочки (поглаживающие движения рук) 
Наряжались зайчики,(руки на пояс,повороты вправо-влево) 
Надевали тапочки. 
-Ребята,Зайчик - Любознайчик говорит вам спасибо,за то ,что вы научили его различать прозрачную и непрозрачную воду и зовёт вас поиграть с цветной водичкой. 
Игра “ Перелей водичку” 
-Подойдите все к столу,возьмите 1 стаканчик с цветной водичкой и 1 пустой стаканчик. 
Посмотрите,вода льётся,переливается, проливается. 
Ребята,что делает вода?(ответы детей) 
А почему вода льётся,переливается? (ответы детей) 
Правильно,ребята, потомушто вода жидкая. Давайте вместе скажем “жидкая”. 
А теперь поставьте стаканчики на поднос и посмотрите ,как много получилось на нашем столе разноцветных лужиц. Но их легко можно вытереть тряпочкой,потому что вода хорошо впитывается. 
Ребята,Зайчик - Любознайчик,говорит,что ему было очень интересно с вами,он много нового узнал,и он хочет вам на память подарить вот такие кораблики(детям раздаются кораблики бумажные) 
-Зайчик,нам пора возвращаться в детский сад,до скорых встреч. 
Ребята, садитесь в вагончики и поехали. 
Подведение итогов. 

-Вот мы и приехали в детский сад.Вам понравилось путешествовать? Что мы сегодня узнали? Какая водичка? Что мы с вами сегодня делали? 

Конспект непрерывной образовательной деятельности
“Наш друг светофор” 
Цели: 
-Закрепить знания детей о светофоре и знании его цветов 
-Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре 
Материал: 
-фланелеграф с изображением проезжей части и тротуара (машины,люди к фланелеграфу) 
-светофор, напольный макет 
-кружочки красного,зеленого,желтого цветов 
- макет пешеходной дорожки 
- музыкальное сопровождение 
 Ход занятия 
Педагог:  
-Ребята, когда я сегодня шла в наш детский сад, увидела возле забора плачущего зайку. Он потерялся, забыл дорогу домой, а еще он боится больших машин. Давайте, ребята, поможем зайке, выучить правила на дороге и еще познакомим его с помощником, а с каким, об этом вы узнаете выслушав стихотворение:
Чтоб тебе помочь 
Путь пройти опасный, 
Горит и день и ночь 
Зелёный, жёлтый, красный. 
-О чём говорится в стихотворении? 
А как вы думаете, почему светофор называют другом на дороге? 
-Светофор регулирует движение на дороге. Он помогает людям и машинам соблюдать правила дорожного движения. Ребята, какие цвета есть у светофора, давайте расскажем зайке (ответы детей). И сейчас мы с вами послушаем стихотворение о светофоре и ты зайка тоже послушай.(Стих рассказывают дети) 
Красный цвет-опасность рядом, 
Стой,не двигайся и жди, 
Никогда под красным взглядом 
На дорогу не иди! 
Жёлтый светит к переменам. 
Говорит: “Постой,сейчас 
Загорится очень скоро  
Светофора новый глаз 
Перейти дорогу можно  
Лишь когда зеленый цвет 
Загорится,объясняя: 
“Всё, иди! Машин тут нет! 
Педагог на фланелеграфе предлагает еще раз вспомнить, на какой свет светофора можно переходить дорогу, а на какой нужно стоять. 
-Загорелся красный цвет. Как вы думаете, можно сейчас переходить улицу?          (ответы детей, показывают на фланелеграфе, что пешеходы должны стоять на тротуаре, а машины едут по дороге) 
-А на какой сигнал светофора разрешается идти? (ответы детей, показывают на фланелеграфе, как пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу) 
-Но мы знаем, что у светофора есть еще один цвет. Какой свет предупреждает нас? (ответы детей) 
Жёлтый цвет всегда горит перед тем, как нужно зажечься зеленому или красному цвету.  
На жёлтый цвет идти нельзя,а нужно ждать, какой из цветов загорится на светофоре. 
-Ребята, давайте мы сейчас поиграем вместе с зайкой в игру “Светофор”, я раздам вам кружки разных цветов (троим раздаются кружки красного,зеленого,желтого цвета), вы будете у нас сигналами светофора, а остальные дети вместе с зайкой будут переходить дорогу по сигналу, и таким образом мы научим зайку правильно переходить дорогу (педагог проговаривает цвета, дети, у которых соответствующие цвета поднимают, показывают пешеходам, пешеходы выполняют действия согласно сигналам светофора) 
-Ребята,а давайте зайке на дорогу еще нарисуем светофор (дети по памяти рисуют светофор и отдают свои рисунки зайке) 

-Теперь зайка благодарит вас и он не боится больше дороги,давайте попрощаемся с ним и пожелаем ему удачи на дороге (дети прощаются с зайкой) 
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"

В последнее время молодые родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, круп.Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
Пальчиковые игры
- Массаж кистей и пальцев и т. д.
- Лепка
- Рисование
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей.
В данном возрасте хорошим помощником в развитие мелкой моторики станут различные развивающие игрушки.

Консультация для воспитателей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют
- тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
П группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.


Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика"
Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.
Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая -с левым полушарием . Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Также возможна работа одной руки, а в процессе начнет работать и другая, повторяя полностью все движения первой руки. В будущем педагог использует только словесные инструкции.
Дети в этом возрасте учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к., внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Воспитанники данной возрастной группы учат стихотворения, потешки или считалки. Они читают произведение до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, отвечают на вопросы.
Рассмотрев животных, дети показывают их с помощью пальцев, руки. Во время движений дети сохраняют пальцы в определенном положении. Педагог показывает положения пальцев во время пальчиковой игры.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения, а движения должны приносить ребенку радость.
Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Машина
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та - та - та - вперед спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)
Какая у кого песенка?
У ходиков песня такая:
- Тик. Тик. Тик.
(руки - «стрелочки»)
У птички - синички - такая:
- Пик. Пик. Пик.
У поросенка - такая:
- Рюх. Рюх. Рюх.
(ладошки - «пятачки»)
У ежика песня такая:
- Плюх. Плюх. Плюх.
(пальчики - «колючки»)
У кисоньки песня такая:
- Мяу. Мяу.
(ладошки гладят шерстку) .
- А у рыбешки - какая?
- Пы. Пы. Пы.
(руки движутся сверху вниз) .

Консультация для воспитателей "Влияние пальчиковой гимнастики для подготовки кисти рук к письму"
Мозговая деятельность ребенка напрямую зависит от того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук. Исследования ученых показали, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг к другу. Когда мы воздействуем на тонкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга и тем самым и зоны, отвечающие за речь. Доказано, что чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезны всевозможные пальчиковые упражнения, сопровождаемые потешками, небольшими стихами, приговорками. Также очень полезны игры с крупами (манной, гречневой, рисовой крупой, фасолью, горохом), с веревочками (завязывание узелков, шнуровка), лепка из соленого теста, пластилина, рисование, шитье, сборка конструкторов. В старшем дошкольном возрасте к развитию мелкой моторики следует отнестись с особым вниманием, так как это является важной частью подготовки к школе.
Предлагаем вашему вниманию пальчиковые игры, которые помогут подготовиться к предстоящему обучению письму.
«Дрозд-дроздок»
Дружок, ты мой, дрозд,
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
В крапинку хвост,
(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Носик — остренький,
Бочок — пестренький,
Перья — тонкие,
Песни — звонкие,
Весной распеваются,
(Вновь машут сложенными накрест ладонями)
Зимой забываются.
«Домик»
Под грибом – шалашик-домик,
(Дети соединяют ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(Дети стучат кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(Дети опускают ладони вниз, прижимая ребром друг к другу)
А на нем – дубовый стол.
(Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(Направляют левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляют кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
«Весна пришла»
Взрослый показывает движения, дети повторяют.
Пришла весна!
Проснулось теплое солнышко
(Дети поднимают руки и разводят их в стороны)
Осветило, обогрело землю своими лучиками.
(Сгибают руки в локтях и поднимают их, перекрестив и прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы разводят в стороны, словно это солнечные лучи)
Треснул на реках лед,
(Сцепляют кончики пальцев, с усилием тянут руки, пытаясь разорвать место соединения)
Льдинами плывет.
(Разрывают место соединения)
А солнце припекает,
Снег все тает, тает, тает
(Дети подносят руки к груди, а затем волнообразными движениями разводят их в разные стороны)
Ручейки побежали,
(Соединяют ладони и делают несколько волнообразных движений) 
Запели, зажурчали.
Вышли дети на улицу кораблики пускать.
(Ставят ладони на ребра и прижимают их к поверхности стола. Соединяют кончики пальцев. Поднимают большие пальцы — это парус кораблика)
Бегут за ними вдоль ручья
(Изображают пальцами шаги)
Добежали до полянки, а там уже
(Соединяют руки, постепенно раздвигают пальцы и раскрывают ладони, оставляя их соединенными на уровне запястья)
Подснежники появляются -
Весне улыбаются.
Около деревьев — темные проталины
(Дети сгибают руки в локтях и высоко поднимают их. Растопыривают пальцы, изображая ветви деревьев)
Снегом оставлены.
На деревьях лопнули почки -
Показали нос листочки
(Сгибают руки в локтях, поднимают, руки сжимают в кулаки — это почки; разжимают кулаки и показывают ладони, пальцы прижаты друг к другу — это листочки)
Птички щебечут, птички летают
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
Весну встречают.
Скоро им гнезда вить
(Складывают округленные ладони так, чтобы получился ковшик)
Малых птенчиков выводить
(Собирают пальцы правой руки щепотью и обхватывают ладонью левой руки — это птенчики высовываются из гнезда)
Хорошо весной в лесу!
У ребят тоже много забот -
надо скворечники мастерить.
Тук-тук молотком,
(Стучат правым кулаком по левому)
Строим, строим птичкам дом
(Стучат левым кулаком по правому)
А в саду уже трезвон.
(Прижимают ладони друг к другу тыльными сторонами, пальцами вверх; пальцы раздвинуть и чуть согнуть, как ветки дерева)
Летят скворцы со всех сторон
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
Не волнуйтесь, что вы, что вы?
Вам дома уже готовы
(Соединяют кончики пальцев и располагают их под углом друг к другу)
Будут скворцы в скворечниках жить,
Сады от вредных жуков сторожить.
Спасибо, скворцы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий